Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва, Банк стволовых клеток Департамента здравоохранения г. Москвы
Установлено, что пуповинная кровь (ПК) не может отождествляться с кровью новорожденного даже в первые часы жизни, поскольку особенности клеточного состава ПК являются быстропроходящими последствиями родового стресса, а сыворотка ПК обладает выраженной цитокиновой активностью. Учитывая тот факт, что состав мобилизованной при помощи препаратов Г-КСФ крови в значительной степени отличается от физиологического состояния, что обусловлено действием множества вторичных посредников, многие из которых являются также естественными эффекторами стрессового состояния, представляется интересным сравнить клеточный состав ПК с периферической кровью доноров после применения препаратов Г-КСФ.
Ранее было показано, что экспрессия рецептора к Г-КСФ (CD114), через который реализуется эффект Г-КСФ на клетку, на поверхности CD34+клеток очень невелико и составляет 4–5%. [1,2] Такой уровень экспрессии рецептора к Г-КСФ дает основания предполагать, то Г-КСФ не оказывает непосредственного влияния на CD34+клетки, а действие его опосредовано другими клетками, несущими на поверхности CD114. Гранулоциты и в меньшей степени моноциты имеют большое количество рецептора к Г-КСФ и, вероятно, являются основными мишенями для реализации биологического действия Г-КСФ в организме. Динамика количества клеток в результате использования Г-КСФ демонстрирует нарастание доли CD15+CD114+ клеток и уменьшение доли CD14+CD114+клеток за счет более интенсивного роста гранулоцитов в ответ на Г-КСФ во всех исследованных группах [1, 2].
Известно, что повышение количества CD34+клеток в периферической крови может быть результатом действия других цитокинов [4-8]. В последнее время появились данные о мобилизации CD34+клеток под действием интерлейкина 8 (IL-8). Так, в исследовании Pruijt JF et al. [11] на макаках Резус показано, что IL-8 стимулирует быстрое нарастание уровня фермента матрикс-металлопротеиназы-9 параллельно со значительным повышением количества CD34+клеток в периферической крови. В свою очередь, в исследовании Watanabe T et al. показано, что при мобилизации CD34+клеток при помощи Г-КСФ в сыворотке крови происходит 20-кратное повышение уровня IL-8, при отсутствии изменений в концентрации других исследованных цитокинов (MIP-1a, TNF-a, IFN-g) [15].
Эти данные позволяют высказать предположение, что в ответ на связывание Г-КСФ с рецептором, зрелые гранулоциты индуцируют секрецию IL-8, который, в свою очередь, вызывает повышение уровня в крови ММР-9, разрушающей молекулы адгезии, фиксирующие CD34+клетки к строме костного мозга, и приводящей, таким образом, к выходу CD34+клеток в периферическую кровь.
Таким образом, Г-КСФ, вероятно, не оказывает прямого воздействия на гемопоэтические стволовые клетки, реализуя свой эффект мобилизации CD34+клеток через клетки-мишени, имеющие рецепторы к Г-КСФ, которыми являются нейтрофильные гранулоциты и, возможно, моноциты [6,7]. Эти клетки, в свою очередь, получив сигнал от Г-КСФ, инициируют выработку вторичных посредников, которыми могут быть другие цитокины (IL-8, IL-3, GM-CSF, SDF-1) или ферменты (коллагеназы), которые разрушают связь CD34+клеток со стромальными элементами костного мозга и усиливают миграцию CD34+клеток в периферическую кровь [1,2].