Вы здесь

Методы профилактики, диагностики и лечения резус-сенсибилизации

Несмотря на успехи, достигнутые в изучении патогенеза и клиники гемолитической болезни плода (ГБП) и новорожденного (ГБН), проблема иммунологических отношений плода и материнского организма и в настоящее время продолжает оставаться актуальной и требует поиска новых методов профилактики, диагностики и лечения резус - сенсибилизации (Rh-сенсибилизации). В развитых странах мира удалось снизить количество женщин c Rh-сенсибилизацией до 0,2-0,1%, благодаря внедрению в клиническую практику специфической профилактики, путем введения антирезусного иммуноглобулина несенсибилизированным резус-отрицательным женщинам. Однако в России процент Rh-сенсисибилизированных женщин остается по-прежнему высоким - 1,2% .

Наиболее иммуногенным среди всех эритроцитарных антигенов системы Резус является антиген D, который в 80% случаев является причиной тяжелого течения ГБП и ГБН. Вероятность появления антител у матери зависит от различных факторов: фенотипа плода, иммуногенности эритроцитарного антигена, объема трансплацентарного кровотечения, а также от иммунологической способности матери к выработке антител.

Основное значение в развитии ГБП и ГБН имеют антитела, относящиеся к иммуноглобулинам класса G (IgG). Антитела связываются с антигеном эритроцитов, образуя комплекс, который распознается Fc-рецепторами эффекторных клеток (моноциты, макрофаги, лимфоциты) ретикуло-эндотелиальной системы, которые посредством фагоцитоза лизируют эритроциты плода. Этот гемолитический процесс зависит от типа субклассов IgG .

По данным литературы существует 4 подкласса IgG: IgG1, IgG2, IgG3, IgG4. Все 4 субкласса IgG активно переносятся к плоду и увеличивают уровень материнских антител в кровотоке плода. Однако IgG1 и IgG3 намного легче взаимодействуют с Fc-рецепторами клеток, чем IgG2 и IgG4. Поэтому диагностическое значение имеют только IgG1 и IgG3. Это различие в функции субклассов IgG делает необходимым их дифференциацию. Именно их количество будет определять степень риска гемолиза эритроцитов. Для определения титра резус-антител, субклассов иммуноглобулинов IgG, титра IgG1 и IgG3 используют гелевые тест-системы.

В настоящее время существуют неинвазивные методы лечения - десенсибилизирующая терапия другими антигенами, лимфоцитоиммунотерапия и другие методы, направленные на лечение гипоксии, уменьшение проницаемости плаценты, но они не являются патогенетически обоснованными и достаточно эффективными. Среди инвазивных методов терапии ГБП применяют внутриутробное переливание эритромассы плоду, однако, потери плода от самой процедуры при каждом переливании составляют 6%, а 5% из выживших новорожденных остаются инвалидами.

Одним из методов снижения титра Rh-антител и уменьшения Rh-сенсибилизации является лечебный плазмаферез (ПА). Известно, что ПА позволяет снизить уровень циркулирующих антител, предупреждает развитие фетоплацентарной недостаточности, улучшает микроциркуляцию в системе мать-плацента-плод за счет нормализации реологических и коагуляционных свойств крови (Рогачевский О.В., 2000).

В комплексное лечение Rh-сенсибилизации, после проведения ПА, целесообразно включать иммуноглобулинотерапию (Ig-терапию). Применение иммуноглобулина патогенетически обосновано тем, что, по данным ряда авторов, он, будучи введенным в больших дозах, обладает способностью ингибировать продукцию антител (Антонов А.Г., Им В.Л. 2006). Вместе с тем многие аспекты применения ПА с последующей Ig-терапией при Rh-сенсибилизации не изучены. До настоящего времени не определенно место ПА в комплексе мероприятий подготовки Rh- сенсибилизированных женщин к беременности, а также не отработана методика его проведения у данного контингента больных. Не изучена эффективность и влияние комплексной терапии с применением ПА и Ig-терапии у беременных с Rh-сенсибилизацией в качестве профилактики развития ГБП и ГБН.

Цель исследования
Повышение эффективности подготовки к беременности и ведения беременных с резус-сенсибилизацией на основе применения современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Полный текст статьи:
Читать полный текст статьи в формате pdf
Номер журнала: 
Авторы: 
Раздел: